Он имеет много общего с методом группы экспертов. Состав участников группы прогноза формируется по тем же критериям. Главное отличие заключается в том, что участвующие в работе не встречаются вместе. Руководитель предлагает каждому члену группы перечень вопросов чисто практического содержания, например: «Предвидите ли вы появление новых товаров, изготовленных по более совершенным технологиям?
Смогут ли они вытеснить наши изделия в течение ближайших пяти лет? Если да, то на какой процент уменьшится наша доля рынка?» Последующие вопросы еще более подробны и целенаправленны и касаются, в основном, состояния дел конкретной фирмы. Конечная цель опроса — попытаться заглянуть в будущее на основании суммы мнений компетентных специалистов. После каждого тура опроса совокупный ответ раздается всем членам группы еще до того, как они приступят к работе над новым пакетом вопросов.
Таким образом, участники осмысливают вопросы не изолированно друг от друга, а имеют возможность сопоставить свою точку зрения с мнением других экспертов. В результате формируется прогноз, отражающий как бы усредненное мнение многих специалистов. Отсутствие совместных заседаний — не просчет в организации, а продуманная мера, которая означает, что на участников не окажет давления мнение большинства, и итоговые прогнозы каждого из них будут самостоятельны и объективны.
Однако как средство прогнозирования по каждому товару и каждой территории этот метод имеет очень ограниченные возможности. Он более подходит для предоставления общих сведений о тенденциях В отрасли и, возможно, имеет более высокую ценность как основа для прогнозирования инженерно-технического развития. Его можно также считать одним из источников информации о новых товарах и технологиях, которые фирма намеревается создавать.