Есть такая пословица: жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. То же самое можно сказать в отношении предпринимательства и государства. Заниматься предпринимательской деятельностью и не зависеть при этом от государства, во всяком случае – практически – невозможно. Поэтому, предпринимательские судьбы всегда находились в руках государственной политики.
В связи с чем, на государство возложены следующие функции, как:
-создание правовой системы;
-стабилизация экономики (которая подразумевает достижения и поддержания на оптимальном уровне основных макроэкономических показателей: объема валового национального продукта, национальный дохода, уровня инфляции и безработицы, дефицита бюджета и пр.);
— обеспечение социальной защиты и социальной гарантии (за счет проведения активной социальной политики);
— защита конкуренции, так как для рыночной экономики конкуренция является важнейшим регулирующим инструментом.
Не смотря на свою доминирующую роль, государство может вмешиваться в экономику лишь в исключительных случаях, когда для этого складываются определенные условия и предпосылки. Имеются в виду как позитивные, так и негативные условия. Под негативными понимают – явления, которые отрицательно отражаются на предпринимательской деятельности и экономике страны в целом. Условиями могут быть требования национальной безопасности, социальной напряженности в обществе, отрицательных явлений в экономике, ухудшение окружающей среды.
Соответственно, как только подобные предпосылки становятся очевидными, государство обязано их устранить, а также оно должно их предвидеть. С позитивными условиями связаны все процессы, которые способны положительно повлиять на предпринимательскую деятельность и на экономику России в целом. Завидев такие предпосылки – задача такого государства способствовать их развитию.
Для того, чтобы государство начало воздействовать на экономику необходимо определить критерии, на основании которых оно может начать вмешательство. Так, признаком (критерием) негативных процессов являются инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности.
Государство может воздействовать «на экономику страны как прямыми — административными методами, так и косвенными — экономическими. Согласно мировому опыту стран с развитой рыночной экономикой, в кризисных ситуациях роль государства возрастает. И наоборот – снижается в условиях стабильности и оживления.
Но в любом случае основное правило государства — воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, без ущерба для рыночной основы и чтобы не допустить кризисных явлений. Надо отметить, что методы прямого воздействия применяются лишь в том случае, когда экономические методы не достигают своей цели или недостаточно эффективны.
Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.
Отдельная государственная проблема – поддержка отечественного кинематографа. Новый кинематограф (отличный от советского) со своей экономикой, национальным характером предпринимательства, табелью о рангах, иным отношением к искусству, к деньгам, появился значительно раньше совещания в Беловежской пуще — осенью 1988 года.
Это был момент появления первых, не желающих зависеть от государства, студий, прокатных и иных организаций. Тогда для финансирования отечественного кино стали привлекать вне-кинематографические и вне-государственные средства. Были проведены первые кинорынки. А киносеть вместо централизованного управления из Москвы была передана в ведение территориальных кино-видео-объединений (КВО). С 1988 года творческая интеллигенция получила большую свободу. Были разрушены многие табу, фундаментальные мифологические структуры. Другими словами, у художников исчезло чувство социальной опасности.
В настоящее время можно говорить о формировании нового российского кино, которое, в отличие от фильмов, что снимались в конце восьмидесятых- девяностых годах, знает массовый зритель. Отечественные блокбастеры уверенно соперничают с голливудскими не только по кассовым сборам, но и по зрительским симпатиям. Поэтому, можно с уверенностью говорить о том, что в российском кино настала новая эпоха – режиссерских проб, ошибок и феерических побед. Поэтому поддержание отечественного кинмотографа является одной из важных задач для государства в процессе регулирования и поддержки предпринимательской деятельности.