Мнение группы экспертов

Такой способ получения полезной информации иначе называют методом жюри. Нередко возникают ситуации, когда необходим совет специалистов, обладающих глубокими познаниями в конкретной отрасли. Такие сотрудники могут быть в самой фирме — представители службы маркетинга или работники планово-экономических подразделений, а также другие специалисты, хорошо знающие свое дело. Довольно часто экспертов приглашают со стороны.

Это могут быть консультанты по управлению, работающие в данной отрасли. Иногда в качестве экспертов привлекаются работники из организаций клиента, те, кто в состоянии оценить ситуацию с точки зрения фирмы-покупателя. Но чаще всего экспертная группа бывает смешанной, состоящей как из представителей самой фирмы, так и внешних организаций.

Эксперты собираются вместе с подготовленными заранее прогнозами, и каждый защищает свою позицию перед присутствующими. В ходе дискуссии участники нередко меняют свое мнение. Если же не удалось устранить разногласия, прибегают к методу математического обобщения, что позволяет достичь компромиссного решения.
Такой тип прогнозирования иначе называют методом «сверху вниз», так как прогноз составляется сначала для всей отрасли, а после этого конкретная фирма определяет свою позицию.

Поскольку метод жюри (он же «сверху вниз») не предполагает опроса потребителей, весьма непросто предугадать ситуацию относительно отдельных товаров и территорий продажи. Поэтому прогноз, представляющий собой совокупное мнение, полезен лишь при выработке общего заключения и не может быть применим к каждому виду товаров.
Другую разновидность этого метода называют «прогнозирование осмотрительного управляющего». Фактически это обращение к работникам фирмы с просьбой мысленно поставить себя на место клиентов. Они должны взглянуть на проблему сбыта как бы со стороны и попытаться дать ей «осмотрительную» оценку.

При этом необходимо учесть и такие факторы, как внешнеэкономические условия, предложения конкурентов относительно дизайна, качества, доставки и цены, а также любые другие существенные моменты, имеющие отношение к сфере сбыта.