Данный метод основан на выяснении мнения покупателей о рынке в прогнозируемый период времени. Такой подход иногда называют изучением рынка. Что касается прогнозов для промышленного рынка, где количество клиентов невелико, то такие исследования, как правило, проводятся торговым персоналом при непосредственном общении со своими покупателями.
Одна из задач — точно установить, какое количество товаров фирмы предполагает закупить клиент в будущем. Когда речь идет о прогнозировании ситуации, беспочвенный оптимизм и продавцов, и клиентов совершенно неуместен, иначе не избежать серьезных просчетов при планировании.
Провести исследование потребительского рынка только силами торгового персонала практически невозможно. Можно использовать метод совместного опроса, когда вопросы анкеты составляют вместе разные фирмы. Разумеется, опрос не может охватить всех покупателей. Обычно он проводится выборочно, что, безусловно, снижает точность результатов. При выборочном обследовании вопросы формулируются кратко и ясно. Исследование рынка удобнее вести поэтапно. Сначала выясняется общая картина: есть ли возможность совершения сделки. А после этого можно изучить вопрос о реализации товаров конкретных марок или моделей.
Этот метод приносит хорошие результаты при опросе ограниченного числа клиентов, способных говорить о своих намерениях с достаточной уверенностью. Такой подход дает также полезную информацию о намерениях и планах организаций-покупателей. Важные сведения (если таковые имеются) технологического характера направляются в подразделения НИОКР.